Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 19.03.2024, 09:08
Сайт учителя математики Спириной Ирины Марксовны
Главная | Регистрация | Вход ВКЛЮЧИТЬ ВЕРСИЮ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

«Применение ИКТ      

на уроках 

математики»

 

 

 

 

I.    Введение

 

Выбранная мной технология «Применение ИКТ на уроках математики»  не случайна. Перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях. Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения инфокоммуникационных технологий во все сферы образовательного процесса. Решение задачи облегчается существованием повышенного интереса ребят к компьютерам.

Сейчас в современном обществе создается ситуация, когда без умения пользоваться компьютером, информационными технологиями становится не просто сложно найти работу, но и ориентироваться в современном мире.

Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. При этом каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в среднем и старшем звеньях школы. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Таким образом, информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения

Освоение информационных компьютерных технологий должно происходить именно в школе, для того, чтобы выпускник как можно быстрее включался в жизнь общества. Есть разные мнения учителей о целесообразности использования информационных компьютерных технологий в обучении математике.

Для меня этот вопрос стал решенным, как только провела несколько пробных уроков в 5-11 классах, еще и 2006- 2007 учебном году,  и увидела повышенный интерес к решению различных математических задач с помощью компьютера.

    На основании многолетнего опыта, могу утверждать, что использование информационных компьютерных технологий позволяет        

·       не только сократить время на освоение материала,

·        но и повысить глубину и прочность знаний,

·    уровень развития учащихся,

·       снять напряжение,

·       повысить мотивацию приобретения новых знаний и умений.

Недостаточно дать знания, умения и навыки сбора, обработки, хранения информации, применения существующих информационных технологий, необходимо научить ученика самого добывать знания, используя для этого все доступные средства и технологии, т.е. научить его учиться,  для этого учащемуся необходимо освоить такие виды деятельности как организаторская, самоорганизующая, проектная, мыслительная, информационно-коммуникативная, познавательная, оценочная.

Информационные компьютерные технологии позволяют развивать самостоятельность. Работа осуществляется в режиме индивидуального подхода к каждому обучаемому (применение обучающих программ по предмету).

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен.

·    Компьютер учит внимательности, достижению цели.

·    Он – универсальное наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекомммуникаций), которое можно применить при объяснении нового материала, закреплении и повторении изученного,

·       в качестве калькулятора,

·   тренажёра,

·       средства контроля и оценки знаний

·       средств моделирования,

·       к тому же это  – идеальная электронная доска.

Специфика и возможности компьютерного урока таковы, что отнести его  строго к определенной группе по тенденциям развития образовательных технологий нельзя.  Приход ЭВМ в школу облегчил труд учителя, особенно рутинного характера. Компьютер – хранитель информации, накопленной учителем за годы работы, и, конечно же, эта информация может быть получена в любой момент.

Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.

Вводить компьютерные компоненты можно и на любых уроках.  Все дело заключается в целесообразности, наличии соответствующих качественных программ, условиях использования. 

Итак:  С чего я начала?

 Прежде всего выделила актуальность темы «Использования ИКТ при обучении математике». Это:

ü     Эффективное использование новых информационных технологий для развития интеллектуального уровня детей, их интереса и творческих способностей.

ü     Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией.

ü     Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока.

ü     И учебный процесс, и даже усвоение учебного материала подвержен влиянию профессиональных и личных качеств  преподавателя. Кому-то я симпатична, а какому-то ученику может просто не нравиться моя  манера изложения материала, или он считает, что я к нему не объективна при контроле. Попытки разрешить эти проблемы только с помощью традиционных методов уже не дают желаемого результата, не способствуют развитию творческой личности.

     Азы использования   компьютера, так сложилось, я начала  познавать самостоятельно в  2006 году (компьютер появился в школьной библиотеке, а потом появился домашний комп.)

В 2007 году я прошла краткосрочное  обучение в ИПКиПРО Курганской области по программе «Пользователь персонального компьютера», что позволило мне расширить знания по применению ИКТ на уроках математики.                                                                                                                                               

Над проблемой использования информационных технологий на уроках математики я работаю шестой год. Провожу различные виды уроков с применением информационных технологий:

·       урок-лекция;

·       урок постановки и решения задачи;

·       урок изучения нового материала;

·       урок-игра,  другие.

 

Считаю, что наиболее эффективно ИКТ применять при:

·       мотивации введения нового понятия;

·       демонстрации;

·       моделировании;

·       отработке определенных навыков и умений;

·       контроле знаний.

 

     Формы и место использования компьютеров на уроке, конечно, зависят от содержания этого урока,  цели, которую я ставлю. Тем не менее, можно выделить наиболее эффективные приёмы:

·       актуализация знаний  –  при проведении   устного счёта – даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения (устная работа проходит очень эффективно в любом классе, на каждом уроке);

·        при изучении нового материала – позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами;  (с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия);

·       при проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает быстрый контроль результатов (обучающие и контролирующие программы, электронные учебники);

·        при решении задач обучающего характера – помогает выполнить рисунок, составить план работы, контролировать промежуточные и окончательный результаты работы по плану.

·       всесторонней проверки ЗУН (тестирование с помощью компьютера).

 

     В школе имеется один кабинет, оснащённый компьютерной техникой с локальной сетью, что позволяет провести урок с использованием компьютерных демонстраций, а также индивидуальной деятельностью учащихся. Компьютерная техника заменяет традиционные технические средства обучения, а мультимедийные программы дают мне возможность оперативно сочетать все средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала во время урока, насыщает его информацией.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии.  К.Д. Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.

На уроках в компьютерном классе у меня нет привычной тишины, во время работы дети обсуждают проблему, с интересом следят за ходом урока.  Переходит от одной группы к другой, я о чем-то спрашиваю, что-то объясняю, здесь нет привычной дистанции: учитель – ученик. И что особенно важно: труд на уроке не испытание на выносливость, а процесс осознанного усвоения материала.  Как говорит пословица: «Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь». 
     Приоритетные направления в работе с использованием информационных технологий на уроке:

·     сокращение времени при выработке технических навыков учащихся;

·     увеличение количества тренировочных заданий;

·     достижение оптимального темпа работы ученика;

·     диалог с компьютером приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности. 

Итак, нельзя отрицать очевидного: применение ИКТ – реальность современного урока! 

 

II.             Применение презентаций

 

      Презентации в основном создаю сама, за редким случаем пользуюсь из Интернета, но все равно ее «подгоняю» под свой класс.

  Попытаюсь выделить несколько основных направлений, используемых мной, по применения презентаций на различных этапах урока математики:

1) Применение презентаций, созданных в программе PowerPoint.  

ü     Заинтересовать новой темой, вовлечь в совместную работу. Для этого достаточно создать ребус, кроссворд, который разгадывается в начале урока.

ü     Объяснение нового материала. На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Если раньше применялось огромное количество различных технических средств обучения, то теперь всё это можно поместить на несколько слайдов.  Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.

ü     Урок – лекция. Выдержать долгий рассказ учителя может не каждый учащийся. В процессе урока внимание рассеивается. На слайдах можно расположить всю информацию так, чтобы ребёнок следил за ходом рассуждений на протяжении всего рассказа. Отличительной чертой применения информационных технологий в процессе обучения является разнообразие форм представления информации: тексты, таблицы, графики, диаграммы, аудио- и видеофрагменты, а также их сочетание. Такая мультимедийность создает психологические условия, способствующие лучшему восприятию и запоминанию учебного материала с включением подсознательных реакций обучающихся. 

ü  Решение различных задач с объяснением каждого этапа. В этом случае возможна демонстрация пошагового решения задачи:

 
   

 

ü     Проверка понимания и закрепление знаний с помощью тестирования

 

При проведении устных упражнений презентация дает возможность оперативно предъявлять задания. На уроках решения задач с помощью презентаций можно предложить большой спектр задач, выполненных на готовых чертежах. Можно продемонстрировать алгоритм решения, образец оформления задачи, правильность выполнения домашнего задания.

Хочется отметить, что создание презентаций – это очень лёгкий и увлекательный процесс. Презентации, созданные в PowerPoint, это своего рода мини-конспекты урока.  

III.  Компьютерное тестирование является компонентом компьютерной учебной математической среды. В силу этого открываются большие методические возможности при работе с самой разнообразной информацией в процессе обучения. Внедрение сопровождается следующими инновациями:

ü     применение уровневой дифференциации (вариантность как дидактическая инновация);

ü     осуществление контроля знаний на качественно новом уровне дидактического принципа наглядности.


На сегодняшний день создано большое количество различных пакетов программ тестирования. Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы. Но эти готовые программы не учитывают индивидуальных особенностей учащихся и уровня обученности класса. Поэтому я использую программу – тестировщик РЕВИЗОР. Эта программа очень удобна: вопросы и варианты ответов легко вносить и менять, предусмотрена возможность варьировать количество правильных ответов, количество вопросов в тесте. Задаваемые вопросы выбираются из большого их набора в случайном порядке, что исключает списывания, подсказки и т.д. В процессе тестирования подсчитывается количество правильных ответов и по завершении тестирования ученику выставляется оценка на основе критерия для тестовых технологий.

Такой вид контроля позволяет за довольно короткое время урока проверить уровень знаний, умений и навыков поочередно у группы учащихся класса, когда остальные ученики выполняют другой вид работы. На следующих уроках тестирование проходят другие учащиеся, так что к заключительному уроку по теме пройти тестирование успевают все. 

 

IV. Обучающие программы по предмету.  

 Информатизация школ продвигается вперёд. Программистами создано много обучающих программ по предметам, созданы системы автоматизированного обучения математике.

На уроках алгебры и начал анализа использование мультимедийного пособия "Функции и графики" прекрасно иллюстрирует построение графиков элементарных и более сложных функций и преобразование  графиков. На уроках математики я применяю специализированные программы, такие как "Живая геометрия", "Живая математика", "Репетитор по математике" и др. Применение программных продуктов позволяет визуализировать и сделать более наглядными многие математические понятия и абстракции, позволяет развивать пространственное воображение, организовывать контроль знаний. При применении их наряду с традиционными формами работы на уроке позволяют получать хорошие педагогические результаты.

Так, при изучении темы "Функция. График функции. Свойства функции" использую электронные таблицы, программный пакет MathCAD, где наглядно можно получить построение графиков сложных функций, тел вращения, сам процесс построения и вычисления объема тела вращения.

Информационные компьютерные технологии предоставляют ученикам возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, опубликованных в Internet для подготовки докладов и рефератов, предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы. Многократно повышают скорость, точность сбора и обработки информации об успешности обучения, благодаря компьютерному тестированию и контролю знаний, позволяют вести экстренную коррекцию (результат – сразу).

На основании собственного педагогического опыта, хочу отметить, что компьютерное обучение действительно является эффективным, так как позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность, развитие творческих способностей человека, прививает навыки исследовательской деятельности, формирует культуру учения. Использование информационных технологий не заменяет учителя, оно наполняет его деятельность новым содержанием, позволяя сосредоточиться на обучающих, воспитательных и развивающих функциях.

Кроме решения выше перечисленных задач обучения, важным достоинством информационных технологий, как полагают специалисты в этой области, является возможность накапливать и классифицировать допускаемые обучающимися ошибки, выяснить причины их возникновения. Они же способствуют, при необходимости, корректировке содержания, организации и методики обучения учащихся. 

V. Заключение

 

Урок с применением компьютера будет эффективнее у того учителя, который

- сохраняет человеческие приоритеты в обучении;

- имеет доброе, доверительное отношение к машине и ее педагогическим возможностям;

- умеет бережно и в то же время смело обращаться с персональным компьютером;

- интеллектуально развит, эрудирован, способен оценивать педагогические возможности компьютерных программ;

- методически гибок.

Таким образом, без профессионального роста в освоении информационно- коммуникационных технологий не обойтись.

Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех – это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга, способствует интересу к ученью.

У детей появляется огромный интерес даже при объявлении, что урок проходит в компьютерном классе. Яркое название темы,… живая устная работа … весь урок проходит очень плодотворно. Интерес к материалу высокий у всех учащихся без исключения, особенно у тех,  кто не обладает большими математическими способностями.

 

 

 

    Презентация (Скачать)

Форма входа

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz